Чем регламентировано проведение ОПО?

Законодательные основы проведения обязательных психиатрических освидетельствований работников

 

 Общие законодательные основы

Обязательные психиатрические освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности (далее – ОПО), предусмотрены ст. 213 Трудового кодекса РФ, наряду с предварительными и периодическими медицинскими осмотрами. Порядок прохождения работниками психиатрических освидетельствований утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности". Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

 

Поднадзорность порядка прохождения ОПО

Надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны труда осуществляется Министерством труда социальной защиты РФ, которым в письме от 16.09.2016 № 15-2/ООГ-3359 было дано разъяснение, что организация психиатрического освидетельствования работников относится к компетенции Министерства здравоохранения РФ. Нормативных документов Министерства здравоохранения РФ, регламентирующих проведение ОПО медицинскими организациями не существует. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" регламентированы предварительные и периодические медицинские осмотры работников. Этот приказ не имеет отношения к ОПО, за исключением п. 9 Приложения II, где указано, что лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, (проводящую предварительный медицинский осмотр) решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Таким образом, по смыслу указанного пункта, ОПО проводится до предварительного медицинского осмотра работника.

 

Законодательная основа деятельности медицинских организаций по проведению ОПО работников, вопрос наделения дополнительными полномочиями и создания врачебной комиссии для проведения ОПО работников

Понятие «психиатрическое освидетельствование» определено в ст. 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Здесь же указано, что психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (п. 5 ст. 65). В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I, решение о непригодности гражданина вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, по результатам обязательного психиатрического освидетельствования. Данная законодательная норма обладает большей правовой силой, чем противоречащий ей по смыслу п. 4 Постановления Правительства от 23.09.2002 г. N 695 о врачебных комиссиях «созданных органом управления здравоохранением» и должна исполняться. Обязательное наделение полномочиями на осуществление медицинской деятельности в форме лицензирования предусмотрено ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ. В соответствии с указанным Законом, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (п. 2 ст. 3). Отдельное лицензирование на право осуществления медицинской деятельности по психиатрическому освидетельствованию предусмотрено Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. 

Правовое обоснование выездной формы работы по ОПО работников

В соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", психиатрическое освидетельствование относится к видам психиатрической (медицинской) помощи (п. 1 ст. 1). В соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, медицинская помощь может быть оказана в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе, вне медицинских организаций (ст. 32, 33). В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, к лицензионным требованиям относится наличие у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 9 того же Закона, юридическое лицо, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации. Указанным Законом не определен порядок включения в лицензию всех мест, где осуществляется медицинская деятельность в виде первичной специализированной медико-санитарной помощи вне медицинских организаций. Таким образом, по смыслу статей вышеуказанных федеральных законов, ОПО может быть проведено с выездом вне медицинской организации мобильными врачебными бригадами. Описанная правовая позиция подтверждается судебными решениями, принятыми в 2017 году.